Оперный фестиваль Россини: Отелло
Оригинальный женский взгляд на вечную трагедию – самая изысканная из постановок россиниевского фестиваля-2022
Шекспир не был основным источником либреттиста Франческо Марии Берио, и в первых двух актах мало что указывает на что-то, выходящее за рамки обычных тропов оперы seria: тайный брак, суровый отец, коварные соперники. Даже ключевой шекспировский платок заменён любовным письмом. Только в третьем акте, с ивовой песней Дездемоны, наконец узнаёшь Барда. Декорации Тициано Санти и костюмы Урсулы Патцак предлагают условно современную обстановку для вечной трагедии, а пара видеопанелей изображает сокровенные мысли персонажей.
Мужское насилие над женщинами – центральное послание режиссёра Розетты Кукки: мы становимся свидетелями физического нападения Яго на Эмилию, пощечины Эльмиро, когда его дочь Дездемона отказывается выходить замуж за Родриго, вспышки гнева Отелло, когда тот узнаёт о мнимой неверности жены.
Состав исполнителей исключительно силён, особенно вокальная «пиротехника» трёх главных теноров. Энеа Скала в потрясающей форме, его бронзовый, крепкий тенор – самый тёмный из трёх, но с захватывающим squillo для трубоподобных всплесков ярости Отелло. Дмитрий Корчак (Родриго) – самый лиричный из этой троицы. Голос Антонино Сирагуза, ветерана Россини, – более тонкий инструмент, но он привнёс резкую ноту в махинации Яго. Элеонора Буратто, в полном согласии с режиссёрской концепцией, спела благородную Дездемону, которую, словно куклу, перекидывают друг другу соперничающие мужчины.
Трагедия Уильяма Шекспира «Отелло» о полководце-мавре, его коварном лейтенанте Яго и несчастной Дездемоне послужила основой не только для знаменитой оперы Верди. Король бельканто Джоаккино Россини в 1816 году также написал одноимённую оперу, правда, сюжет её отличается от шекспировского оригинала (и оперы Верди) весьма значительно. Действие происходит не в Венеции, а на Кипре, а роль Родриго сильно расширена – он так же важен для сюжета, как Отелло и Яго, из-за чего «Отелло» Россини иногда называют «оперой трёх теноров».
«Все три воина, демонстрирующие свою мужественность – тенора: Антонино Сирагуза поёт коварного Яго льстивым и заискивающим, но в то же время устремлённым к своей цели; Энеа Скала впечатляет в партии Отелло […] Дмитрий Корчак поражает больше всех в своей виртуозной арии Che ascolto, полной берущего за душу отчаяния». (Tagesspiegel)